Азербайджанские евреи

Численность евреев в Азербайджане достигает 16.000 человек. Их объединяют три общины: ашкенази, горских и грузинских евреев. Основное количество (11.000) входит в горскую общину. Языком общины считается татский. Местом компактного жительства горских евреев стал поселок Красная Слобода Губинского района.

Вы были в Азербайджане?
Да
55.44%
Нет
44.56%
Проголосовало: 2801

С точки зрения вероисповедования Азербайджан является мусульманской страной (98% населения). В целом, религия Азербайджана представляет собой взаимодействие разных религиозных течений и зависит от этнических групп людей, проживающих на территории страны. Одновременно действует несколько религиозных общин евреев в Азербайджане.

Азербайджанские евреи

Иудаизм в Азербайджане существует 1300 лет. Археологические раскопки 1990 года в районе Баку обнаружили фундаменты от Шабранской синагоги (VII столетие) и строений еврейского квартала.

К 1980 году на территориях Азербайджана и Дагестана проживало 100 000 горских евреев. Они практически одновременно снялись  с насиженных мест и разлетелись по разным странам (2/3 в Израиль).

История

Термин община (этнолингвистическая группа) с названием «Горские евреи» возник в начале XIX столетия вместе с аннексией территории их проживания Российской империей. Самоназвание азербайджанских евреев, членов общины – джухуро. К концу XVIII столетия сформировались две исторически важные общины: группа Дербента и община Еврейской (Красной) Слободы рядом с Кубой.

Появление евреев на Кавказе многие авторы описывают по-разному. В первых исторических документах называется период начала новой эры. Среди горных евреев предание, что они входят в число наследников «десяти потерянных колен, изгнанных из Израиля». Наиболее установленной версией считается, что предки горных евреев пришли из Персии (из-за преследований за приверженность своей вере) и являются одной из ветвей рода диаспоры Вавилона. В Персии не все царские династии положительно относились к иноверцам. Например, Пероз Злодей (преемник  царя Иездигерда) запретил соблюдать еврейскую субботу, закрыл синагоги, отнимал детей и отдавал их воспитывать жрецам. Несколько воле эмиграции евреев на Восточный Кавказ проходили все Средние века (до XVIII – XIX). В условиях постоянных гонений горские евреи меняли местожительство и находили убежища в районах Кавказа. Часто они оказывались в полу крепостной зависимости от покровителей. Князь определял отношение к представителям отдельных семейств. В Италии ходили слухи, что среди гор Кавказа «потомки десяти колен» создали мощную армию и готовы освободить Землю Обетованную от мусульман. Первый исследователь истории горских евреев Иуда Черный поддерживал эту версию.

Приход из Персии подтверждает использование языка (диалект татского, который произошел от фарси, официального языка современного Ирана). Общность происхождения подтверждается наличием одинаковых этнографических черт. Организация жизни в общине, жилище, кухни. В обычаях, обрядах, поверьях, искусстве, музыкальных инструментах. Приехав в Азербайджан или Дагестан с первого взгляда сложно отличить горного еврея от жителя народов Кавказа. До середины XIX столетия субэтническая группа в основном проживала на юге Дагестана в Бакинской губернии. Позже отдельные семьи стали переезжать в другие регионы. Основное местонахождение горных евреев по городам Кавказа:

  • Баку, Куба — Азербайджан;
  • Дербент, Махачкала – Дагестан;
  • Нальчик, Грозный – Чечня

После захвата в 1731 году Надир-шахом селения Кусары и нескольких поселений горских евреев, оставшихся в живых обратили в ислам. Убежавшие от погрома горные евреи, поселились на Кубе под защиту местного хана. Постепенно к ним приезжали жители других мест, увеличивая численность общины.

Существует интересная легенда о Надир – шахе, когда он с обнажённым мечом вошел в синагогу и потребовал отречься от религии Иудеев  в пользу ислама. Пытаясь убить раввина, он разрубил Тору мечом. Тиран просил пощады, но раввин назвал условие помилования: прекратить издевательства над еврейским народом. Он выполнил условие, и свершилось ещё одно еврейское чудо: им вернули награбленное добро, Надир-шах ушел, а евреи общины города Кубы не пострадали от кровавой расправы. Для них Тора навсегда стала защитным щитом.

Религиозные убеждения горских евреев соответствует реббани. Вместе с Ветхим Заветом основными источниками религии они считают Талмуд и «учение раввинов». Сохранился молитвенник «сидур Рабби Ихиэль Сэви», основанный на обычаях горных евреев. Долгое время члены общины не могли получать высшее духовное образование. Чаще всего образование горские евреи получали в ашкеназских иешивах Литвы, дающее право на звание резника. Стать раввином можно было после учебы в иешивах России.

Рабби Ихиэль Сэви
Яндекс картинки

Талмуд понимался ими в искаженной форме, с уклоном в идолопоклонничество. Например, представления о лесной женщине (Дедей-ол), Она извлекала и поедала легкие и сердца беременных женщин. Змее-Драконе, защищавшем младенцев. По местным верованиям проводился обряд разведения костра и перепрыгивание через него.

Экономическая и политическая активность евреев

Сейчас общая численность горских евреев составляет 250.000 единиц.

Основными видами деятельности горских евреев в небольших селах было выращивание табака, марены (для получения красок), винограда. Садоводство, пахотное земледелие, кожевенное производство. После запрета русскими властями проезда в Среднюю Азию за необработанными шкурами часть жителей превратилась в разнорабочих ближайших городов. Небольшая часть, проживающая на Кубе, занималась торговлей. К началу прошлого столетия ситуация поменялась и основным занятием стала торговля коврами, тканями, книгами.

торговля коврами
Яндекс картинки

После получения статуса независимости Азербайджана еврейские общины укрепили связи с международными еврейскими организациями. Появились места для получения духовного образования, культурные центры, молодежные клубы. Например, агентство «Сохнут», комитет «Джойнт» занимаются опекой сохранения иудейских традиций, помогают синагогам. В 2003 году в Баку начала работать сама большая в Европе синагога и еврейская школа. В 2010 году построили образовательный центр «Хабад-Ор-Авнер» для еврейских детей на 450 мест. В нём обучают основам еврейской культуры. Активное участие в политической, социальной, культурной жизни страны принимали известные представители общины. Сейчас на многих зданиях Баку сохранились мемориальные таблички с их именами.

Где расположена Красная слобода

В заречной части Губы (раньше Азербайджанская часть Дагестана) находится местечко, которое в разное время называлось Гырмызы Гесебе, Зидковская, Еврейская слобода, Фатали хан, Красносельск. Горские евреи пришли сюда в середине XVIII века во времена правления губинского хана Гусейна. Под его покровительством они получили место проживания на левом берегу Кудиалчай и условия для деятельности. В1926 году поселок стал называться Красная слобода Азербайджан или единственное на постсоветской территории пространство с компактным проживанием горских евреев.  Часто поселок с азербайджанскими евреями называют Кавказский Иерусалим. В нём проживает 3,7 жителей. В годы советской власти это была богатая деревня, где шла торговля разными товарами, подпольно шили известные на Кавказе шапки-аэродромы «кепка с Кубы». Сейчас многие жители по причине особенностей экономических условий, вынуждающих искать работу в других регионах. Поселок имеет вид богатого «дачного товарищества». В красивых, богатых домах жизнь бурлит в весенне-летний период. Очень многие жители успешно работают за границей. Но каждый год они обязательно посещают местное кладбище, где нашли приют их древние предки. Кстати, хоронить, умерших в иных местах, они везут сюда. Удивительно, но здесь по-прежнему соблюдаются все традиции, открыты 3 синагоги (нимазы, до советских времён их здесь было 13) и миква (ритуальная баня), построенная в 2012 году. Работают школы. Дети евреев в Азербайджане изучают обычаи горских евреев, иврит, Тору.

Богатые уроженцы Красной Слободы поддерживают финансово деятельность школ. Даже ежемесячную стипендию школьникам платят в размере $100. Помощь от них (300 $ каждый месяц) получают одинокие старики.

Традиции заботы о членах семьи пришли с далеких времён, когда главной социальной ячейкой евреев в Азербайджане была семья, охватывающая 3-4 поколения. Иногда число членов семьи достигало 70-80 человек. В Красной Слободе рядом с роскошными особняками (как у цыганей) сохранились постройки типичного «двора», состоящего из нескольких отдельных домов для каждой нуклеарной семьи (отец, мать, дети). До советских времён среди них разрешалось двое, троеженство. В полигамных семьях первая (старшая) жена вела хозяйство.

Население Красной Слободы владеет азербайджанским и русским языками. Сейчас это самая закрытая община из горских евреев в Азербайджане с дружелюбным, общительным характером, но не впускающая в свою жизнь посторонних людей.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Азербайджан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: