Поэты и писатели Азербайджана

Азербайджанская литература зародилась тогда же, когда и само государство. Интересный факт: прародителем исторически считается известный героический эпос о дедушке Коркуде, автора которого установить так и не удалось.

Знаете ли вы кого-то из известных людей Азербайджана?
Да, конечно.
82.54%
Нет, никого не знаю.
17.46%
Проголосовало: 63

Сеид Азим Ширвани

«Сеид Азим Ширвани прославился в XIX веке в качестве талантливого поэта-лирика и сатирика азербайджанской литературы».

Высокого уровня популярность получили не только его повести, но и просветительские стихотворения и басни. Родился будущий поэт в Шемахе; в возрасте 7-8 лет он потерял отца, после чего переехал с матерью к дедушке в Дагестан, где прожил 10 лет и получил образование. В 18 лет Сеид Азим Ширвани вернулся в родной город, оставшись там до самой смерти. Однако он занимался не только литературной, но и научно-педагогической деятельностью, в которой ему удалось преуспеть: он открыл собственную школу, где занимался преподаванием, а также со временем стал руководителем другой школы и оформил научный труд «История Ширванского ханства». Руководствуясь полученным опытом в качестве школьного учителя, он взял на себя написание учебника для учеников начальной школы, однако издать его так и не получилось, несмотря на все попытки.

Сеид Азим Ширвани
Яндекс картинки

Работы поэта печатались практически во всех национальных печатных органах:

  • газете «Экинчи»;
  • газете «Кешкюл»;
  • газете «Зияйи-Гафгазийя».

Стоит отметить, что Сеид Азим Ширвани также давал выступления, где зачитывал свои стихи и статьи, в которых призывал к просвещению. Сами его выступления отличались моральными и дидактическими особенностями, как отмечали современники.

Сеид Азим Ширвани, как упоминалось ранее, был руководителем школы «Бейтус-Сафа», расположенной в Шемахе.

Гезели поэта заметно отличались глубоким содержанием, высоким качество, отличной идейной подачей и тонким лиризмом. Именно работы Сеид Азима Ширвани поспособствовали становлению такого жанра как сатира в литературе Азербайджана. Наиболее интересными и заслуживающими отдельного внимания среди его произведений считают следующие: «Кази обжигает свою бороду» и «Возвращение муджтехида после учебы».

Сеид Азим Ширвани умер в конце 80-х годов XIX века в родном городе. Работы этого автора далеко не единожды издавались в книжном виде, получили внимание в ряде статей, диссертаций и монографии. Более того, в средней и старшей школе ученики изучают его биографию и творческий путь.

Мирза Алекпер Сабир

Славу в истории литературы Азербайджана получил, поскольку считался национальным поэтом. Мирза Алекпер Сабир также родился в Шемахе в XIX веке. Примечательно, что пусть и начальное образование он получил в моллахане, то позднее обучался в школе, открытой С.А. Ширвани.

Творческий путь автора начался в раннем возрасте. Более того, именно С.А. Ширвани был его наставником, одобрил и отредактировал ряд его ранних произведений. Стоит отметить, что Сабир – пседовним Алекпера, которым он и подписывался под своими стихотворениями. Однако внимание со стороны издательств он получил лишь после смерти своего творческого наставника – в XX веке в газете «Шерги-Рус». Позднее в газете «Хаят» удостоились издания и другие его стихи, а также популярная сатира «Беседа двенадцати мужчин в одном меджлисе». Однако расцвет его творчества пришелся на журнал «Молла Насреддин», где первой напечатанной работой была сатира «Миллет недже тарадж олур, олсун», «Не ишим вар?!» («Пропади нация пропадом, какое мне дело?!»). Если его творческий наставник поспособствовал появлению жанра сатиры в азербайджанской литературе, то Мирза Алекпер послужил «почвой» для революционно-сатирической литературной школы, которую вскоре и возглавил. Однако сложно сказать, что именно вышеупомянутый журнал принес ему популярность, поскольку именно благодаря его работам «Молла Насреддин» получил широкую известность.

«Сабир – псевдоним азербайджанского поэта Мирза Алекпера».

Мирза Алекпер Сабир
Яндекс картинки

Другие печатные органы, издававшие сатирические стихи Мирза Алекпера Сабира:

  • «Хагигат»;
  • «Етим гызджыг»;
  • «Занбур»;
  • «Чайдачапан»;
  • «Бахлул»;
  • «Меджзуб»;
  • «Низедар»;
  • «Иршад»;
  • «Аглар Гулеен» и другие.

Среди его работ также встречались и те, целевая аудитория которых были дети. Подобные произведения издавались не только в журналах, но и в учебниках.

Мирза Алекпер также поднимал актуальные для того времени проблемы нации и общества, которые чаще всего прослеживались в ряде публикаций в органах периодической печати. Стоит также отметить, что автор нередко выступал с различными публицистическими статьями.

Кроме того, на творческом пути Сабира встречаются фельетоны, которые, как отмечали современники, написаны под стать способностям, соответствующим профессионалам своего дела.

В начале XX века Мирза Алекпер Сабир получил право на осуществление преподавательской деятельности, чем он и воспользовался позднее: параллельно с литературным творчеством он открыл в родном городе школу «Уммид», где стал преподавать, как и в одной сельской общественной школе. Более того, он также помогал с организацией читальни, подготовкой театральных спектаклей и других мероприятий.

Мирща Алекпер Сабир умер в 1911 году от болезни печени. Его жизни и творчеству посвящено множество статей и диссертаций, а творческие работы не единожды удостаивались издания в книжном виде.

Мирза Алекпер Сабир
Яндекс картинки

Джалил Мамедкулизаде

Джалил Мамедкулизаде – азербайджанский автор, чье имя по праву стоит на ряду с классиками мировой литературы; является основателем литературной школы критического реализма на азербайджанской территории в начале 1900-х годов, учредителем журнала «Молла Насреддин», издававшим работы М.А. Сабира. Свою популярность Джалил Мамедкулизаде приобрел свою широкую популярность в качестве писателя, отличающегося новаторскими идеями, журналиста и драматурга. В своих произведениях поднимал идеи гуманизма, свободы и демократизма.

«Джалил Мамедкулизаде считается классиком мировой литературы».

В отличие от прошлых писателей, он родился в Нахчыване. В родном городе он получил знания арабского и персидского языков, однако именно в городе Гори получил образование преподавателя, которое «подарило» ему знания основ восточной и европейской культур, познакомило с творчествами следующих мастеров слова, некоторые из которых являлись русскими поэтами:

  • А.С. Пушкин;
  • М. Вольтер;
  • Л.Н. Толстой;
  • Н.В. Гоголь;
  • В. Гюго.
Джалил Мамедкулизаде
Яндекс картинки

Джалил Мамедкулизаде работал в газете «Шэрги-Рус», где получил достаточный опыт для открытия собственной типографии, названной «Гейрет». Под ее именем выходили произведения на освободительные и революционные темы, освещавшие общественно-политические события, что во многом сформировало мировоззрение автора и отразилось на его творчестве. Это прослеживается по таким рассказам как «Свобода в Иране», «Жена консула», «Уста Зейнал» и десятки других произведений, получившие широкую огласку в Азербайджане и странах Ближнего Востока. Более того, на сценах азербайджанских театров нередко ставились комедии под авторством Джалила Мамедкулизаде: «Книга моей матери», «Кяманча», «Мертвецы» и «Сборище сумасшедших».

Как уже стало понятно, Джалил считался автором комедий и маленьких рассказов, а также талантливым журналистом, поднимавшем вопросы свободы и политики в своих работах. Он не стеснялся критиковать соседние страны, которые поспособствовали становлению Азербайджана в качестве монополии.

Его произведения также получили известность и в других странах: примером может служить комедия «Мертвецы», которая была поставлена на сценах России, Ирана, Поволжья и Турции.

Масштаб его популярности способен поразить: работы столь замечательного автора издаются стотысячными тиражами.

Столь высокий уровень популярности также обусловлен его деятельностью в журнале «Молла Насреддин»: на протяжении тридцати лет издавался в ряде крупных городов (Баку, Тифлис и Тебриз), что послужило толчком для национально-нравственного развития Азербайджана и возрождении интереса народа к литературе и культуре в целом.

Джалил Мамедкулизаде
Яндекс картинки

Гусейн Абдулла оглы Расизаде (Гусейн Джавид)

«Гусейн Джавид – основоположник нового для азербайджанской литературы жанра».

Будущий писатель родился в конце XIX века в городе Нахчыване. Он по праву считается ярчайшим представителем и основоположником азербайджанского романтизма, выдающимся поэтом, драматургом.

Первые работы в классическом стиле числятся под псевдонимом «Гюльчин» и «Салик». Подобно описанным ранее литературным деятелем азербайджанской культуры занимался преподавательской деятельностью, образование для которой получил в Стамбульском Университете. Первый опыт работы в качестве учителя получил в родном городе Нахчыване, а позднее практиковался и в крупных городах:

  • Баку;
  • Тифлис;
  • Гяндж.

Творчество Гусейна Джавида отличалось глубокой нравственностью и разнообразием форм и жанров. Среди его произведений есть как лирические поэмы, так и эпические поэмы, а также трагедии и драмы, которые раньше совсем не были характерны для азербайджанской литературы. В 1913 году его стихи наконец удостоились издания в книжном виде.

Раннее творчество заметно наполнено лирическими произведениями, поднимающими тему нравственности, несправедливости времени и бытовых проблем. Однако встречаются также и произведения, переполненные отвращением к военным действиям, ведущим к трагедиям в обществе.

Наибольшую известность Гусейн Джавид получил в роли драматурга: его трагедии философской направленности, «крутящиеся» вокруг исторических тем и бытовых проблем изменили драматургию Азербайджана, что произошло из-за своеобразной стилистики и манеры автора. К тому же современников впечатлила форма написания Гусейна. Ему нередко приписывают неоценимый вклад в обогащение азербайджанской литературы новыми идеями.

Более того, его произведения удостаивались сценических постановок: начиная с первой стихотворной пьесы о доброте, преданности и мужестве — «Мать» в 1910 году, до трагедии «Марал» в 1912 году, где уже поднимается проблема свободы женщины.

К тому же именно Гусейну Джавиду принадлежит первая стихотворная трагедия в азербайджанской литературе – «Шейх Санан», написанная им в 1914 году и являющаяся олицетворением протеста против дискриминации по национальному и религиозному признакам.

Столь важные идеи были представлены и в 1917 и 1918 годах – в драме «Шейда» и ряде других поэм соответственно.

Поэмам Гусейна Абдулла оглу Расизаде был свойственен высокий художественный профессионализм, смешанный с реализмом.

Исходя из описанного, можно умозаключить, что в XX веке этот автор являлся важной литературной фигурой в Азербайджане и получил всемирную известность. Его работы поднимали важные и актуальные темы того времени, чем он и подкупал современников.

Гусейн Джавид, будучи советским автором, умер в конце 1941 года в Иркутской области, куда он был отправлен по ссылке.

Гусейн Джавид
Яндекс картинки

Рамиз Мамедали оглы Ровшан

«Рамиз Ровшан – современный писатель, переводчик и режиссер».

Данный автор считается самым известным писателем, кинодраматургом и переводчиком Азербайджана нашего времени. В 1981 году стал членом Азербайджанского Союза писателей, где числится и по настоящее время. Несмотря на то, что наибольшую известность ему принесла деятельность драматурга и режиссера, у него есть два стихотворных сборника: «Дыхание» и «Небо камня не держит».

Писатель родился в 1946 году, после войны. Несмотря на свой преклонный возраст, Рамиз Мамедали оглы Ровшан продолжает свою литературную деятельность. Благодаря его переводам в Азербайджане издаются произведения Цветаевой, Есенина и Маяковского. Стоит также отметить, что работы его авторства не единожды удостаивались экранизаций.

Нельзя сказать, что он получил известность лишь на родине, поскольку его произведения издаются на разных языках по всему миру:

  • в странах, входивших в Советский Союз;
  • в Германии;
  • в США и других странах.
Рамиз Ровшан
Яндекс картинки
Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Азербайджан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: