Железные дороги Азербайджана

Железные дороги играют важную роль в экономической и социальной жизни Азербайджана. Они выполняют значительную часть грузовых и пассажирских перевозок в стране. Наша статья расскажет о них подробнее.

Пробовали ли Вы азербайджанскую кухню?
Да
83.72%
Нет
16.28%
Проголосовало: 344

Историческая справка

Первую железнодорожную ветку протяжённостью в 26 километров возвели в Азербайджане промышленники Нобели. Она предназначалась для транспортировки добытой нефти в бакинский порт. В 1883 году была закончена магистраль Баку-Батуми, связавшая территорию Азербайджана с Грузией. В этом же году окончено постройкой здание бакинского вокзала. Оно спроектировано в мавританском стиле. В 1900 году окончено строительство линии Баку-Дербент — Порт Петровск (ныне Махачкала). В 1908 году рельсовые пути с армянской территории были проложены в Нахичевань.

баку
Яндекс картинки

Советское время стало периодом быстрого развития азербайджанской железнодорожной системы. В 1926 году был электрифицирован участок Баку-Сабунчи. В годы первых пятилеток были введены в действие несколько железнодорожных линий. После Великой Отечественной войны строительство новых и модернизация старых железнодорожных линий в Азербайджанской ССР продолжились. В 1979 году открылось прямое сообщение на электрической тяге между Баку и Москвой.

В период независимости развитие железнодорожного транспорта в республике продолжилось. В настоящее время осуществляется проектирование участка Баку — Беюк-Касик (граница с Грузией). Предполагается создание железнодорожной системы на участке Баку-Тбилиси-Карс. Это свяжет железнодорожную сеть Азербайджана с железными дорогами Турции через Грузию. Если Турция осуществит проект железнодорожного тоннеля через пролив Босфор, то в перспективе железные дороги Азербайджана могут быть связаны с железнодорожной сетью Европы через Турцию. Это значит, что страна может получать большие суммы за транзит грузов из Азии в Европу по своим жд.

Характеристики инфраструктуры и технических показателей

До 2009 года управление осуществлялось компанией Азербайджанские государственные железные дороги. В 2009 году национальным оператором стало зао Азербайджанские железные дороги. Показатели протяжённости и электрификации следующие:

  • Общая протяжённость железнодорожных линий — 2125 километров. Из них двухпутных — 800 километров;
  • Системами автоматической блокировки оснащены — 1600 километров;
  • Электрифицировано постоянным током (3КВ) — 1278 километров;
  • Электрифицировано переменным током (25 КВ) — 499 километров. Электрификация переменным током осуществляется в рамках выполнения проекта строительства линии Баку-Тбилиси-Карс.

Локомотивный парк

Основу локомотивного парка составляет техника советской разработки. Это:

  • Электровозы марок ВЛ — 8,10У, 11, 11М, 11М6, 23;
  • Магистральные тепловозы моделей 2М62, ТЭ3, ТЭ33А, 2ТЭ10М/3ТЭ10М;
  • Тепловозы маневровые производства СССР ТЭМ — 2, 2У, 2УМ, 2Т, чехословацкие — ЧМЭ3 и ЧМЭ3Т;
  • Электропоезда ЭР2.

В последнее время жд Азербайджана закуплена импортная локомотивная техника:

  • Электровозы AZ4A, AZ8A. E4S;
  • Электропоезда ЭШ-2.

Организация

Система управления представляет собой структуру из:

  • Руководящих органов (В их состав входят, помимо начальника жд его замы и главный инженер);
  • Объединений, занимающихся обеспечением различных сторон деятельности железнодорожного транспорта (Материально-технического снабжения, Рабочего снабжения, Управления перевозочными процессами);
  • Специальных производственных объединений, осуществляющих ремонт и обслуживание систем («Вагонсервис», «Локомотив», «Электроснабжение», «Путевое хозяйство», «Сигнализации и связи»);
  • Служб, курирующих различные сферы деятельности ( Международных отношений, Финансов, Тарифов и Транспортного сервиса, Статистики и Экономического планирования, Экономики и труда, Технической, Санитарно-Медицинской, Безопасности).
жд дороги
Яндекс картинки

Азербайджанским железным дорогам организационно подчинены следующие предприятия:

  • Бакинская детская железная дорога;
  • Рельсосварочный завод;
  • Гравийный завод;
  • Вагоноремонтный завод;
  • Служба эксплуатации гражданских сооружений;
  • Главная дистанция водоснабжения;
  • Служба технического снабжения

Границы

Азербайджанские железные дороги граничат:

  • В районе Джульфа-Джульфа Иранская с Иранскими железными дорогами. Здесь имеет место разрыв колеи, так как в Иране её ширина составляет 1435 миллиметров, а в Азербайджане — 1520 миллиметров;
  • На участке Беюк-Касик — Гардамани с Грузинской железной дорогой. Ширина колеи здесь одинакова, перегон электрифицирован постоянным током 3КВ;
  • На участке Ялама-Самур с Северо-Кавказской железной дорогой ОАО «РЖД». Параметры колеи здесь идентичны, участок электрифицирован постоянным током 3КВ;
  • На участке Алят-Туркменбашы с Туркменскими железными дорогами. Участок представляет собой паромную переправу.

Железные дороги Азербайджана представляют собой довольно современную транспортную систему. Они в состоянии удовлетворить транспортные потребности экономики и населения страны. Под руководством зао «АЖД» осуществляется их модернизация.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Азербайджан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: